Учет торговых скидок на предприятиях розничной торговли
Предприятия розничной торговли в борьбе за покупателя используют различные элементы маркетинговой политики, в том числе всевозможные скидки. Задача бухгалтера, как известно - все это грамотно "провести". О том, какие скидки сегодня наиболее распространены и как грамотно учесть такие операции, рассказывает С.Б. Беликова, главный бухгалтер ЗАО ТПГ "Сапфир", Санкт-Петербург.

Содержание

Торговые скидки и налоговый контроль цен

В своей работе торговые организации используют различные системы скидок как элемент маркетинговой политики. Система скидок и способов их предоставления очень многообразна.

Любая фирма может снизить цены на свои товары. Единственным ограничением с точки зрения налогового права является статья 40 НК РФ, в которой установлены принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20 % в сторону повы-шения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При определении цены в целях налогообложения не учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Безусловно, любая скидка является элементом маркетинговой политики, но все же если скидка превышает 20 %, налоговые органы могут проверить цены, поэтому желательно документально все оформить. Например, приказом руководителя, где следует указать причину снижения цены (сезонная распродажа, маркетинговая политика и т. д.); период, в котором будет действовать скидка.

Бухгалтерский учет скидок будет зависеть от:

  • способа учета товаров (по покупным или продажным ценам);
  • момента, когда предоставлена скидка (до отгрузки товара или после).

Приведем случаи учета для розничной торговой организации при различных вариантах предоставления скидок:

  • обычной скидки в момент покупки товара (если покупатель единовременно приобретает товар в количестве или на сумму необходимой для получения скидки);
  • бонусные скидки (могут быть представлены в виде подарка или в рамках рекламной акции как покупка двух предметов по цене одного).

Бухгалтерский и налоговый учет скидок

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет скидок торговыми организациями, которые ведут учет торговой наценки на специальном счете 42 "Торговая наценка". Напомним, что его применение разрешено только организациям розничной торговли, которые в соответствии с принятой учетной политикой ведут учет товаров по продажным ценам. Сложность заключается в том, что для целей налогообложения необходимо вести учет товаров только по покупным ценам независимо от правил их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Счет 42 "Торговая наценка" используется для того, чтобы организация получила возможность учитывать товары не по покупной цене (без НДС), а по продажной (с НДС), то есть могла отражать на счете 41 "Товары" розничную продажную цену товаров.

Это позволяет организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 "Товары" в дебет 90 "Продажи" стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки. При этом счет 42 "Торговая наценка" выполняет роль регулирующего, так как одновременно со списанием продажной стоимости товаров с него списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки или, как говорят, сумма реализованного торгового наложения.

Крупные розничные торговые организации используют систему штрихкодирования и специальные кассовые терминалы, обеспечивающие ведение учета каждой единицы проданного товара. Такие торговые предприятия ведут учет товаров по покупным ценам. В этом случае факт предоставления скидки покупателям в бухгалтерском учете продавца не отражается.

Рассмотрим несколько примеров учета скидок организациями розничной торговли, ведущихми учет товаров по продажным ценам.

Скидки, предоставляемые в момент покупки товара

Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете фактов продажи товаров со скидкой по дисконтной карте.

Пример 1

Покупная цена товара составляет 826 руб., в т. ч. НДС 18 % - 126 руб. Торговая наценка на товар 560 руб. Продажная цена 1 260 руб., в т. ч. НДС 18 % - 192,20 руб. Покупателю с дисконтной картой предоставляется скидка 10 % в размере 126 руб.
Товар реализован с учетом скидки на сумму 1134 руб., в т.ч. НДС 18 % 172,98 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 41 "Товары"Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 700 руб. - оприходован товар;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 126 руб. - учтен НДС по приобретенному товару;- 560 руб. - начислена торговая наценка на приобретенный товар;
Дебет 41 "Товары" Кредит 42 "Торговая наценка"
Дебет 50 "Касса организации" Кредит 90 "Продажи" субсчет "Выручка"
- 1134 руб. - отражена выручка от продажи товара (с учетом скидки);
Дебет 90 "Продажи" субсчет "НДС" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "НДС"
- 172,98 руб. - начислен НДС с оборота по реализации товаров;
Дебет 41 "Товары" Кредит 42 "Торговая наценка"
- 126 руб. (красное сторно) - на сумму скидки уменьшена торговая наценка на товар;
Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 "Товары"
- 1 134 руб. - списана стоимость проданных товаров;
Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 42 "Торговая наценка"
- 434 руб. (560 руб. - 126 руб.) - (красное сторно) сторнирована реализованная торговая наценка;
Дебет 90 "Продажи" субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99 "Прибыли и убытки"
- 261,02 руб. - определен финансовый результат.

Бонусные скидки

Некоторые организации при покупке определенного товара дарят покупателю подарок. Это так называемые бонусные скидки. Оформить подарок можно по-разному. От этого будет зависеть бухгалтерский и налоговый учет.

Вариант 1. Подарок - безвозмездная передача товара.

Здесь возникает ряд проблем с налогами. Если подарок является одновременно продаваемым в свободной торговле, то при его безвозмездной передаче с его продажной стоимости нужно начислить НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ). Если товары для подарков приобретены специально, налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен. Стоимость переданных товаров не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Пример 2

Розничное предприятие торгует телевизорами. Для ускорения продажи телевизоров принято решение при покупке "большого" телевизора выдавать покупателю подарок - "маленький" телевизор.
Продажная цена "большого" телевизора - 18 000 руб., (в т. ч. торговая наценка и НДС).
Продажная цена "маленького" телевизора - 2 400 руб., (в т. ч. торговая наценка и НДС).

Рассмотрим порядок бухгалтерских записей.

Дебет 41 Кредит 60
- 12 000 руб., оприходован "большой" телевизор
Дебет 19 Кредит 60
- 2 160 руб., учтен НДС по приобретенному "большому" телевизору;
Дебет 41 Кредит 42
- 6 000 руб., начислена торговая наценка;
Дебет 41 Кредит 60
- 1 600 руб., оприходован "маленький" телевизор;
Дебет 19 Кредит 60
- 288 руб., учтен НДС по приобретенному "маленькому" телевизору;
Дебет 41 Кредит 42
- 800 руб., начислена торговая наценка.

В момент продажи:

Дебет 50 Кредит 90.1
- 18 000 руб.,отражена выручка от продажи "большого" телевизора;
Дебет 90.3 Кредит 68.2
- 2 745,76 руб., начислен НДС с оборота по реализованному "большому" телевизору;
Дебет 90.2 Кредит 41
- 18 000 руб., списана стоимость "большого" телевизора;
Дебет 90.2 Кредит 42 (красное сторно)
- 6 000 , сторнирована реализованная торговая наценка "большого" телевизора;
Дебет 91.2 Кредит 41
- 1 600 руб., списана покупная стоимость "маленького телевизора;
Дебет 41 Кредит 42 (красное сторно)
- 800 руб., сторнирована реализованная торговая наценка "маленького" телевизора.

Помимо указанных записей отражение рассматриваемых фактов предполагает начисление НДС с рыночной стоимости "маленького" телевизора проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 68.2
- на сумму 366,10 руб. (2 400 х 18/118).

Для целей налогообложения прибыли стоимость подарка (1 600 руб.) и сумма начисленного НДС (366,10 руб.) в состав расходов не включается.

Организация-продавец заплатит следующие налоги:

  • НДС: 2 745,76 + 366,10 = 3 111,86 руб.;
  • Налог на прибыль: (налогооблагаемая база 3 254,24 руб.) х 24 % = 781,02 руб.

В этом варианте есть еще один невыгодный момент с точки зрения налогообложения. Налогом на доходы физических лиц облагается стоимость подарка, превышающая 2 000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). Но здесь надо помнить о том, что, раздавая подарки, фирма выдает доход в натуральной форме, поэтому удержать налог, как правило, невозможно.

Однако в налоговую инспекцию придется представить сведения о доходе физического лица (по форме 2-НДФЛ), и сделать это надо в течение месяца (п. 5 ст. 226 НК РФ). Если же организация нарушит это правило, то за каждый неподанный документ ей грозит штраф 50 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Вариант 2. Подарок - рекламная акция

Если оформить выдачу подарка как рекламную акцию, то стоимость подарка можно учесть в качестве рекламных расходов в пределах 1 % от выручки (ст. 264 НК РФ). Если рекламные расходы превышают установленный норматив, то на сумму превышения должен быть начислен НДС в бюджет. Так восстанавливается "входной" НДС по суммам, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. А сверхнормативные расходы налоговую базу по прибыли не уменьшают. Напомним, что до 1 января 2005 года рекламные расходы облагались налогом на рекламу. В налоговые органы также необходимо будет подать сведения о доходах физического лица (см. вариант 1).

Вариант 3. Подарок - покупка двух предметов по цене одного.

В данном случае на основной приобретаемый предмет предоставляется скидка в размере стоимости подарка. Если покупатель за два товара заплатит как за один, то сумма предоставленной скидки по основному приобретаемому предмету будет равна продажной стоимости подарка. Налог на доходы физических лиц удерживать не надо. НДС в бюджет будет уплачен в такой же сумме, какую уплатил бы продавец, если бы продавал основной товар без подарков. Покупная стоимость подарка уменьшит налогооблагаемую прибыль.

При условии, что стоимость подарка не превышает 20 % от цены основного товара.По мнению автора, этот способ является предпочтительным.

Пример 3

Розничное предприятие торгует телевизорами. Для ускорения продажи телевизоров принято решение при покупке "большого" телевизора выдавать покупателям подарок - "маленький" телевизор.
Продажная цена "большого" телевизора - 18 000 руб., (в т. ч. торговая наценка и НДС).
Продажная цена "маленького" телевизора - 2 400 руб.,
(в т. ч. торговая наценка и НДС). Принято решение оформлять покупку одновременно двух предметов.
Таким образом, продажная цена "большого" телевизора снижена на 2 400 руб. и составляет 15 600 руб. Скидка составит 13,33 % (100 % - 15 600/18 000 х 100 %).

Рассмотрим схему бухгалтерских записей:

Дебет 41 Кредит 60
- 12 000 руб., оприходован "большой" телевизор;
Дебет 19 Кредит 60
- 2 160 руб., учтен НДС по приобретенному "большому" телевизору;
Дебет 41 Кредит 42
- 6 000 руб., начислена торговая наценка;
Дебет 41 Кредит 60
- 1 600 руб., оприходован "маленький" телевизор;
Дебет 19 Кредит 60
- 288 руб., учтен НДС по приобретенному "маленькому" телевизору;
Дебет 41 Кредит 42
- 800 руб., начислена торговая наценка.

В момент продажи:

Дебет 50 Кредит 90.1
- 18 000 руб., отражена выручка от продажи "большого" телевизора;
Дебет 90.3 Кредит 68.2
- 2 745,76 руб., начислен НДС с оборота по реализации;
Дебет 41 Кредит 42 (красное сторно)
- 2 400 руб., уменьшена торговая наценка на "большой" телевизор на учетную стоимость "маленького" или скидки;
Дебет 90.2 Кредит 41
- 2 400 - списана стоимость "маленького" телевизора,
- 15 600 - списана стоимость "большого" телевизора;
Дебет 90.2 Кредит42 (красное сторно)
- 3 600 - сторнирована реализованная торговая наценка "большого" телевизора;
Дебет 90.2 Кредит 42 (красное сторно)
- 800 руб. - сторнирована реализованная торговая наценка "маленького" телевизора.

При таком варианте фирма заплатит следующие налоги:

  • НДС 2 745,76 руб.
  • Налог на прибыль: налогооблагаемая база 1 654,24 руб. х 24%=397,02

Учет торговых скидок на предприятиях розничной торговли

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии