О том, что такое расходы на подготовку и переподготовку кадров, как эти расходы влияют на налогооблагаемую прибыль и в каких случаях расходы на подготовку и переподготовку кадров не уменьшают налогооблагаемую прибыль, рассказывает Н.Н. Карзаева, к. э. н., заместитель директора аудиторской службы ООО "Балт-Аудит-Эксперт".

Содержание

Условия для уменьшения налогооблагаемой прибыли

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, которые уменьшают величину налогооблагаемой прибыли организации, относятся "расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе". Однако при этом специально устанавливается, что указанные расходы могут быть включены организацией в число затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только при выполнении условий, определяемых в п. 3 ст. 264 НК РФ.

Вот эти условия:

  • услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • подготовку (переподготовку) проходят штатные работники предприятий;
  • программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному применению профессиональных качеств работника в рамках деятельности предприятия.

Следовательно, для того, чтобы успешно применять рассматриваемые положения ст. 264 НК РФ на практике, нам необходимо уяснить нормативные определения таких понятий как подготовка и переподготовка кадров; образовательное учреждение.

1. Подготовка и переподготовка кадров

Прежде всего, следует отметить, что согласно п. 3 ст. 264 НК РФ, не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров:

  • расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения,
  • расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг,
  • расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

Данное правило представляет собой основное отличие принимаемых для целей налогообложения расходов на обучение в соответствии с НК РФ от ранее действовавшего законодательства. Иными словами, расходы на получение образования не должны учитываться при формировании налогооблагаемой базы.

Так, например, в организации работает человек, имеющий среднее специальное образование. Он решает поступить на платное вечерние отделение в ВУЗ, чтобы получить высшее образование. При этом организация оплачивает ему расходы на обучение. Эти расходы как расходы на получение работником образования не уменьшают налогооблагаемой прибыли.

2. Образовательное учреждение

Под образовательными учреждениями понимаются юридические лица, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные программы определяют содержание определенного образовательного уровня и подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Переподготовка кадров и повышение квалификации кадров производятся государственными образовательными учреждениями и прошедшими аккредитацию негосударственными образовательными учреждениями повышения квалификации, к которым относятся:

  1. Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования).
  2. Институты повышения квалификации (усовершенствования):
    • отраслевые;
    • межотраслевые;
    • региональные.
  3. Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации (п. 10 постановления Правительства РФ № 610):

  1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования:
    • факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов;
    • межотраслевые региональные центры;
    • факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.
  2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования:
    • - отделения переподготовки специалистов;
    • - курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:

  1. Совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
  2. Совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации.

Работники предприятия согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Но необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Согласование интересов работников и работодателей происходит путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Содержание профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об образовании").

Профессиональная подготовка может быть получена в следующих образовательных учреждениях (п. 3 ст. 21 Закона РФ "Об образовании"):

  1. Начального профессионального образования (профессионально-технических и других училищах данного уровня).
  2. Других образовательных учреждениях (межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии).

Профессиональная переподготовка осуществляется учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования специалистов (п. 1 приказа Минобразования России № 2571) на базе высшего и среднего профессионального образования (п. 8 приказа Минобразования России № 2571).

При этом согласно п. 9 приказа Минобразования России № 2571 уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации. Информация об уровне образования (квалификации и специальности) работника содержится в дипломе о высшем или среднем профессиональном образовании.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям (п. 2 приказа Минобразования № 2571). Информация о квалификационных требованиях к конкретным профессиям или должностям содержится в должностных инструкциях каждого работника.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Минобразования России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (п. 2 приказа Минобразования № 2571).

Нормативный срок прохождения профессиональной подготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о присвоении квалификации государственного образца.

Цель повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения (п. 7 постановления Правительства РФ № 610):

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия, организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, следующие документы государственного образца (п. 28 постановления Правительства РФ № 610):

  • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвующих в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Подготовка и переподготовка аудиторов

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ "Об аудиторской деятельности" каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно п. 3.1 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Образование аудитора", каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАК, в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. При этом согласно п. 4.5 указанного правила (стандарта) подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного повышения квалификации в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК, в объеме не менее 40 часов.

Следовательно, для аудиторских организаций правомерно отнесение расходов на обучение аудиторов к расходам на повышение квалификации.

Бухгалтерский и налоговый учет этих расходов

В целях рациональной организации бухгалтерского учета расходов на обучение представляется целесообразным отражать:

  1. На счете 26 "Общехозяйственные расходы" по субсчету "Расходы, учитываемые для целей налогообложения" оплату услуг образовательных учреждений при соблюдении одновременно следующих условий:
    • обучаемые физические лица состоят в штате предприятия;
    • наличие договора с образовательным учреждением;
    • услуги по обучению были оказаны российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
    • обучение связано с производственной необходимостью - наличие определенных навыков у обучаемого работника, связанных с предметом обучения, закреплено в должностной инструкции данного работника;
    • порядок обучения соответствует разработанным предприятием учебным планам и программам для подготовки и переподготовки специалистов;
    • обучение подтверждено соответствующими документами - по окончании обучения работником были получены соответствующие документы (дипломы, свидетельства, удостоверения);
    • данные расходы не связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.
  2. На счете 26 "Общехозяйственные расходы" субсчет "Расходы, не учитываемые для целей налогообложения" - если не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий.
  3. На счете 91 "Прочие расходы" субсчет 2 "Внереализационные расходы" также учитываются расходы на обучение, если они связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров: налоговый и бухгалтерский аспект

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии