Эксперты 1С подготовили для БУХ.1С  краткий обзор о маркировке товаров в России - о действующем законодательстве, о том, какая продукция уже подлежит обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками и что ожидает нас в ближайшем будущем.

Одним из основных назначений маркировки является доведение сведений о товаре до потребителей, идентификация товарных позиций с целью снижения в обороте контрафактной и поддельной продукции.

 

Действующая законодательная база

На текущий момент в законодательстве РФ достаточно широко применяется понятие маркировка. Так, например, маркировка может применяться в соответствии с:

  • Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» - как средство идентификации товара для целей информирования контрагента или потребителя товара о его характеристиках и подтверждения требованиям регламентов и стандартов;
  • Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - как способ идентификации и учета товаров, облагаемых акцизами;
  • Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - как средство, исключающее возможность подделки и повторного использования товаров;
  • Лесным кодексом РФ - как способ, позволяющий обеспечить прослеживаемость товаров.
118.jpg

Маркировка меховых изделий

Правительство РФ Постановлением от 11.08.2016 № 787 утвердило порядок маркировки меховых изделий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России.

С 12.08.2016 на территориях стран-участников Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) вступило в силу Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».

С этой даты маркировка меховых изделий обязательна для производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

При этом в целях дальнейшей реализации покупка, хранение, использование, транспортировка немаркированных предметов одежды из натурального меха запрещается.

В решениях 1С поддержаны операции по взаимодействию с Государственной информационной системой «Маркировка», включая онлайн-обмен и подключение RFID-оборудования. В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) возможность вести учет маркированных меховых изделий реализована начиная с версии 3.0.44.94.

119.jpg

Маркировка лекарств

План деятельности ФНС на 2017 год направлен на достижение целей и задач, поставленных перед налоговыми органами в указах Президента РФ и его послании Федеральному собранию, программных документах Правительства, госпрограммах и иных документах стратегического характера.

Основные задачи в плане деятельности: дальнейшее совершенствование налогового администрирования; разработка и утверждение электронных форматов первичных учетных и других документов; внедрение автоматизированной системы применения контрольно-кассовой техники; совершенствование работы с налогоплательщиками, стимулирование развития электронного документооборота с налогоплательщиками и др..

Кроме этого, план содержит ряд мероприятий, направленных на реализацию новых задач и функций:




  • создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей;
  • интеграция информационных ресурсов ФНС России и Росалкогольрегулирования;
  • проведение эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу отдельных лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского применения;
  • обеспечение администрирования страховых взносов;
  • осуществление валютного контроля и повышение его эффективности;
  • создание федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»);
  • работа по созданию и функционированию системы tax-free.

В целях исполнения пункта 5 Поручения Президента РФ от 20.02.2015 № Пр-285 Минздрав России утвердил «Концепцию создания Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки» (приказ от 30.11.2015 № 866).

Основная цель системы маркировки лекарств - обеспечение гарантированных поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов, защита от фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных ЛП.

С 01.02.2017 в России проводится эксперимент по маркировке контрольными (идентификационными) знаками лекарственных препаратов для медицинского применения. Порядок проведения эксперимента утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62. В пилотном проекте участвует ограниченный круг компаний.

Маркировка лекарственных препаратов контрольными (идентификационными) знаками в целях проведения эксперимента осуществляется производителями лекарств с использованием двухмерного штрихового кода.

При проведении эксперимента по маркировке лекарств будут учитываться, в частности, разъяснения Росздравнадзора от 03.04.2017 № 02-16823/17 в части возможности продажи в розницу по назначению врача (фельдшера) лекарств с нарушением вторичной заводской упаковки (продажа блистера).

Фирмой 1С начаты работы по реализации необходимого функционала в отраслевых решениях. Разрабатываемая функциональность будет апробирована на пилотных проектах. О сроках поддержки маркировки лекарств в отраслевых решениях будет сообщено дополнительно.

120.jpg

Новый закон о маркировке

Минфин России подготовил проект Федерального закона о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации. Так, законопроект содержит правовые основы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и функционирования национальной системы прослеживаемости оборота товаров в России.

Согласно документу, основными задачами маркировки товаров являются:

  • предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции;
  • совершенствование процедур и сроков проведения государственного контроля в отношении участников оборота товаров;
  • гарантия качества (безопасности) и цены приобретаемых товаров, подтверждение подлинности товаров;
  • противодействие незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных;
  • установление открытых правил взаимодействия участников оборота товаров, исключающих демпинг и использование иных незаконных схем оборота товаров;
  • осуществление государственного контроля за оборотом маркированных товаров;
  • стандартизация и унификация процедур учета движения товаров;
  • противодействие обороту фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных товаров.

Предполагается, что закон вступит в силу с 01.01.2018.

Отметим, что в планах ФНС до конца 2017 года завершить обновление госконтроля за обращением лекарственных препаратов и создать систему, которая полностью защищает оборот лекарственных препаратов от недоброкачественной и контрафактной продукции.

Кроме того, до конца 2017 года в России может быть введена маркировка рыбной продукции, обуви, верхней одежды, колесных дисков и авиадеталей.

Также в 2017 году в Иркутской области должен стартовать пилотный проект по маркировке древесины. Минпромторг России подготовил перечень продукции, на которую планируется распространить обязательную маркировку.

В настоящее время в Госдуме готовится ко второму чтению Законопроект № 1093620-6, которым будут внесены изменения в КоАП РФ в части административной ответственности в сфере здравоохранения. Согласно поправкам планируется введение новых видов административной ответственности за нарушение законодательства в сфере здравоохранения или усиление административной ответственности по уже существующим составам административных правонарушений в сфере здравоохранения.

Комментарии