Переход на уплату страховых взносов в "1С:Предприятии 8"
С 1 января 2010 года глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу. Ее сменил Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым взамен ЕСН введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование. В связи с этим с 01.01.2010 изменены правила определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет. Как нововведения учтены в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8"* и что нужно сделать пользователям для перехода на уплату страховых взносов и новый порядок расчета социальных пособий, рассказывает С.А. Харитонов, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ.

Содержание

Примечание:
* Аналогичный порядок реализован в других "зарплатных" решениях на платформе "1С:Предприятие 8".

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ (далее - Закон № 213-ФЗ) для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона № 212-ФЗ. Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, несколько изменился по сравнению с тем, что применялся для целей исчисления ЕСН. В частности, теперь облагаются страховыми взносами:

  1. компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
  2. суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
  3. выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
  4. выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Кроме того, если ранее ЕСН не облагались выплаты за счет прибыли организации, то теперь такие выплаты облагаются страховыми взносами.

В программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" для начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц предназначены виды расчета для начисления доходов из планов видов расчета Основные начисления организации и Дополнительные начисления организации. Начиная с версии 2.5.19 в описание видов расчета из этих планов добавлен реквизит Вид дохода, в котором выбором из предложенного программой списка указывается способ учета дохода для исчисления страховых взносов. Для видов расчета из плана Основные начисления организации можно указать один из следующих способов учета:

  • доходы, целиком, облагаемые страховыми взносами;
  • доходы, целиком не облагаемые страховыми взносами (кроме пособий за счет ФСС РФ и денежного довольствия военнослужащих);
  • доходы, отражаемые в учете пропорционально базовым начислениям;
  • государственные пособия обязательного социального страхования, выплачиваемые за счет ФСС РФ;
  • доходы, не являющиеся объектом обложения страховыми взносами;
  • договоры гражданско-правового характера, не облагаемые страховыми взносами в ФСС РФ.

При обновлении информационной базы для всех видов расчета из плана Основные начисления организации в реквизите Вид дохода автоматически проставляется тот способ, который соответствует налогообложению начисления ЕСН.

Исключением являются начисления с видом дохода для целей исчисления ЕСН Не является объектом налогообложения ЕСН, взносами в ПФР согласно п. 3 ст. 236 НК РФ (выплаты за счет прибыли). Для таких начислений проставляется код дохода для исчисления страховых взносов Доходы, целиком облагаемые страховыми взносами.

Поскольку базы для исчисления ЕСН и страховых взносов в общем случае не совпадают, то перед начислением страховых взносов за январь 2010 года необходимо проверить и, если потребуется, изменить значение реквизита Вид дохода для "старых" видов расчета из плана Основные начисления организации.

Для видов расчета из плана Дополнительные начисления организации программа предлагает более широкий спектр способов. Обусловлено это необходимостью учесть нюансы исчисления страховых взносов в отношении отдельных видов материальной помощи, а также вознаграждений по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Так, не облагаются страховыми взносами:

  • суммы единовременной материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (подп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

У соответствующих видов расчета необходимо указать способ учета Материальная помощь при рождении ребенка, облагаемая страховыми взносами частично либо Материальная помощь, облагаемая страховыми взносами частично.

По договорам авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства база определяется как сумма доходов, полученных по договору, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, приведенных в статье 8 Закона № 212-ФЗ (см. таблицу 1). У видов расчета для начислений по таким договорам необходимо указать соответствующий способ учета.

Таблица 1.

Предмет договора/Вид дохода в программе

Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленных доходов)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи и др.

40

Создание аудиовизуальных произведений (видео, теле- и кинофильмов)

30

Создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов и др.), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино и др.

40

Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

25

Исполнение произведений литературы и искусства

20

Создание научных трудов и разработок

20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (в сумме дохода, полученного за первые два года использования)

30

При обновлении информационной базы для всех видов расчета из плана Дополнительные начисления организации в реквизите Вид дохода автоматически проставляется тот способ учета, который программа считает наиболее подходящим. С высокой степенью вероятности для большинства начислений из этого плана реквизит будет заполнен корректно. Тем не менее, перед использованием в 2010 году необходимо обязательно проверить и, если потребуется, изменить значение реквизита Вид дохода для "старых" видов расчета из плана Дополнительные начисления организации.

Настройка базы для исчисления страховых взносов

Примечание:
* Аналогичный порядок реализован в других "зарплатных" решениях на платформе "1С:Предприятие 8".

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ (далее - Закон № 213-ФЗ) для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона № 212-ФЗ. Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, несколько изменился по сравнению с тем, что применялся для целей исчисления ЕСН. В частности, теперь облагаются страховыми взносами:

  1. компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
  2. суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
  3. выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
  4. выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Кроме того, если ранее ЕСН не облагались выплаты за счет прибыли организации, то теперь такие выплаты облагаются страховыми взносами.

В программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" для начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц предназначены виды расчета для начисления доходов из планов видов расчета Основные начисления организации и Дополнительные начисления организации. Начиная с версии 2.5.19 в описание видов расчета из этих планов добавлен реквизит Вид дохода, в котором выбором из предложенного программой списка указывается способ учета дохода для исчисления страховых взносов. Для видов расчета из плана Основные начисления организации можно указать один из следующих способов учета:

  • доходы, целиком, облагаемые страховыми взносами;
  • доходы, целиком не облагаемые страховыми взносами (кроме пособий за счет ФСС РФ и денежного довольствия военнослужащих);
  • доходы, отражаемые в учете пропорционально базовым начислениям;
  • государственные пособия обязательного социального страхования, выплачиваемые за счет ФСС РФ;
  • доходы, не являющиеся объектом обложения страховыми взносами;
  • договоры гражданско-правового характера, не облагаемые страховыми взносами в ФСС РФ.

При обновлении информационной базы для всех видов расчета из плана Основные начисления организации в реквизите Вид дохода автоматически проставляется тот способ, который соответствует налогообложению начисления ЕСН.

Исключением являются начисления с видом дохода для целей исчисления ЕСН Не является объектом налогообложения ЕСН, взносами в ПФР согласно п. 3 ст. 236 НК РФ (выплаты за счет прибыли). Для таких начислений проставляется код дохода для исчисления страховых взносов Доходы, целиком облагаемые страховыми взносами.

Поскольку базы для исчисления ЕСН и страховых взносов в общем случае не совпадают, то перед начислением страховых взносов за январь 2010 года необходимо проверить и, если потребуется, изменить значение реквизита Вид дохода для "старых" видов расчета из плана Основные начисления организации.

Для видов расчета из плана Дополнительные начисления организации программа предлагает более широкий спектр способов. Обусловлено это необходимостью учесть нюансы исчисления страховых взносов в отношении отдельных видов материальной помощи, а также вознаграждений по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Так, не облагаются страховыми взносами:

  • суммы единовременной материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (подп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

У соответствующих видов расчета необходимо указать способ учета Материальная помощь при рождении ребенка, облагаемая страховыми взносами частично либо Материальная помощь, облагаемая страховыми взносами частично.

По договорам авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства база определяется как сумма доходов, полученных по договору, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, приведенных в статье 8 Закона № 212-ФЗ (см. таблицу 1). У видов расчета для начислений по таким договорам необходимо указать соответствующий способ учета.

Таблица 1.

Предмет договора/Вид дохода в программе

Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленных доходов)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи и др.

40

Создание аудиовизуальных произведений (видео, теле- и кинофильмов)

30

Создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов и др.), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино и др.

40

Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

25

Исполнение произведений литературы и искусства

20

Создание научных трудов и разработок

20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (в сумме дохода, полученного за первые два года использования)

30

При обновлении информационной базы для всех видов расчета из плана Дополнительные начисления организации в реквизите Вид дохода автоматически проставляется тот способ учета, который программа считает наиболее подходящим. С высокой степенью вероятности для большинства начислений из этого плана реквизит будет заполнен корректно. Тем не менее, перед использованием в 2010 году необходимо обязательно проверить и, если потребуется, изменить значение реквизита Вид дохода для "старых" видов расчета из плана Дополнительные начисления организации.

Выбор тарифа страховых взносов

Частью 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ для всех плательщиков установлены единые тарифы страховых взносов:

  1. Пенсионный фонд РФ - 26 %;
  2. ФСС РФ - 2,9 %;
  3. ФФОМС - 2,1 %;
  4. ТФОМС - 3 %.

В соответствии со статьей 62 Закона № 212-ФЗ часть 2 статьи 12 вступает в силу только с 1 января 2011 года. А в 2010 году страховые взносы необходимо уплачивать по тарифам, установленным в статье 57 Закона № 212-ФЗ. В части 1 этой статьи установлен "базовый" тариф, а в части 2 три специальных (пониженных) тарифа для отдельных категорий плательщиков. При этом право на применение конкретного пониженного тарифа увязывается с применением организацией специального налогового режима или со статусом организации, либо распространяется только на определенные выплаты в пользу физических лиц. Для того, чтобы учесть особенности применения пониженных тарифов, в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" выделены семь категорий плательщиков, для каждой из которых в периодическом регистре сведений Тарифы страховых взносов указаны применяемые в 2010 году и на переходный период 2011-2015 годов тарифы страховых взносов (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Категория плательщика

Вид тарифа в программе

Организации, применяющие общую систему налогообложения (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей)

Организации, применяющие ОСН, кроме с/х производителей

Сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие общую систему налогообложения

Организации-с/х производители, применяющие ОСН

Сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог в соответствии с главой 26.1 НК РФ

Организации-с/х производители, уплачивающие ЕСХН

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ

Организации, применяющие УСН

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ

Организации, уплачивающие ЕНВД

Общественные организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов); учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов; Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы

Организации инвалидов

Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны

Для исчисления страховых взносов по соответствующему тарифу в периодический регистр сведений Учетная политика (налоговый учет) добавлен ресурс Вид тарифа страховых взносов, значением которого является ссылка на вид тарифа из регистра сведений Тарифы страховых взносов.

При обновлении информационной базы на версию 2.5.19 значение ресурса заполняется автоматически. При этом вид тарифа определяется исходя из применяемой в 2009 году шкалы обложения ЕСН. Посмотреть установленный программой вид тарифа и, если требуется, изменить его можно на закладке Налоговый учет формы Настройка параметров учета.

Обращаем внимание, что если в отношении отдельных выплат действующим законодательством предусмотрены особые тарифы страховых взносов, то назначать их для организации специальным образом не требуется. Например, если организация применяет общую систему налогообложения, и при этом по отдельным видам признается плательщиком ЕНВД, то для такой организации указывается вид тарифа Организации, применяющие ОСН, кроме с/х производителей. Аналогично следует поступать, если в организации, применяющей общую или специальную систему налогообложения, работают инвалиды I, II или III группы. В подобных случаях программа сама ("по косвенным признакам") определяет, по какому тарифу следует исчислять страховые взносы с соответствующих выплат и вознаграждений.

Ввод данных о "расширенном" страховом стаже

Замена ЕСН страховыми взносами повлекла за собой изменение законодательства о социальном страховании. Как известно, размер пособия по временной нетрудоспособности до 31.12.2006 зависел от непрерывного стажа, а с 01.01.2007 зависит от страхового стажа застрахованного лица на дату страхового случая.

Пособие выплачивается: при страховом стаже до 5 лет - в размере 60 % среднего заработка, при страховом стаже от 5 до 8 лет - в размере 80 % среднего заработка, при страховом стаже свыше 8 лет - в размере 100 % среднего заработка. Подсчет страхового стажа производится по Правилам, утвержденным Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91. Правилами, в частности, установлено, что в отношении работы или иной деятельности после 01.01.2007 в страховой стаж включаются только такие периоды, в течение которых за гражданина уплачены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В результате граждане, проходившие военную службу после 01.01.2007, лишились права засчитывать в страховой стаж периоды такой службы.

Законом № 213-ФЗ "социальная справедливость" в отношении таких граждан восстановлена: статья 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) дополнена нормой, согласно которой периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 01.01.2010 засчитываются в страховой стаж.

Соответствующие дополнения в Правила подсчета страхового стража утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н.

Таким образом, если в организацию в 2007-2009 годах были приняты на работу сотрудники, проходившие военную или приравненную к ней службу после 01.01.2007, то в программу необходимо ввести данные о "расширенном" страховом стаже, т. е. о страховом стаже с учетом периодов такой службы.

Разработчики рекомендует для этого использовать обработку Помощник перехода (далее - Помощник). Гиперссылка для перехода в форму Помощника размещена в центре Рабочего стола.

Для того чтобы ввести данные о стаже необходимо по гиперссылке в пункте 2 Помощника открыть список сотрудников, выбрать в нем необходимого сотрудника, и в разделе Стажи общего характера формы Трудовая деятельность указать "расширенный" стаж для вида стажа Стаж для оплаты больничных листов с учетом нестраховых периодов (с 2010 года).

Пример 1

Сотрудник Осипов А.В. принят на работу в организацию с 1 января 2009 г. Для сотрудника это первое место работы. До начала трудовой деятельности Осипов А.В. с 01.01.2001 по 31.12.2008 проходил военную службу, из них 2 года после 01.01.2007. Период военной службы до 31.12.2006 (5 лет) сотруднику зачтен в страховой стаж на дату приема.

Для правильного расчета пособий по временной нетрудоспособности этому сотруднику с 01.01.2010, необходимо в стажи общего характера ввести запись о "расширенном" стаже (рис. 1).

Рис. 1

Если "расширение" страхового стажа оказывает влияние на размер пособия (в процентах от среднего заработка), то в разделе Стажи общего характера помимо "расширенного" стажа должна быть указана информация по виду стажа Страховой стаж для оплаты больничных листов.

Дело в том, что если пособие в части, финансируемой за счет средств бюджета Фонда социального страхования, рассчитанное исходя из "расширенного" стажа окажется больше, чем рассчитанное исходя из страхового стажа без учета нестраховых периодов, то сумму "превышения" ФСС РФ требует указать в отчетной форме по страховым взносам обособленно.

Обусловлено это тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 255-ФЗ (в ред. от 24.07.2009) финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица нестраховых периодов, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету ФСС РФ.

В документе Начисление по больничному листу сумму "превышения" программа подсчитывает автоматически. Она показывается на закладке Оплата в колонке В т.ч. за счет федерального бюджета (рис. 2).

Рис. 2

Если сотрудники (отставники и приравненные к ним лица) и до вступления в силу новых правил подсчета страхового стажа имели право на получение пособий в максимальном размере (100 % среднего заработка), то данные о "расширенном" стаже в информационную базу вводить не обязательно.

Ввод данных для начисления пособий "льготникам"

Начиная с версии 2.5.19 в программе автоматизировано начисление пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком в повышенном размере лицам, пострадавшим от радиационного облучения. Размеры пособий для указанных лиц представлены в таблице 3.

Таблица 3. Размеры пособий лицам, пострадавшим от радиационного облучения

Событие

Размер пособия по временной нетрудоспособности

Размер пособия по уходу за ребенком

Основание

Авария на Чернобыльской АЭС

Пособие по временной нетрудоспособности - в размере 100 среднего заработка

Пособие по уходу за больным ребенком - в размере 100 среднего заработка

 

Для лиц, проживающих в зонах с правом отселения, - в двойном размере

 

Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1, ст. 18

Авария на ПО "Маяк"

Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ

Испытания на Семипалатинском полигоне

По общим правилам

Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ, ст. 2

Работа в подразделениях особого риска

По общим правилам

Постановление Правительства РФ от 11.12.1992 № 958

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначается и выплачивается следующим гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 (далее - Перечень);
  • постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
  • постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.

На основании статьи 7 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ в таком же порядке выплачивается пособие по уходу за ребенком гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Для начисления пособий "льготникам" в соответствии с законодательством необходимо в форме редактирования данных физического лица в закладке Персональные данные установить флажок предоставления льготы и указать (выбором из предложенного программой списка) основание предоставления льготы.

Пример 2

Сотрудница Петрова А.А. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1.
Для реализации права сотруднице необходимо установить признак льготы (рис. 3).
В марте 2010 г. сотрудница с 1 по 15 марта была нетрудоспособна в связи с уходом за больным ребенком в возрасте 12 лет (амбулаторное лечение). Страховой стаж на дату наступления страхового случая составляет 2 года.

Рис. 3

По общим правилам пособие по уходу за ребенком в этом случае выплачивается (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ) - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50 % среднего заработка. При среднем дневном заработке для определения размера пособия в размере 263,58 руб. сумма пособия по уходу без льгот составляет 263,58 руб. х ;60 % х 10 дн. + 263,58 руб. х 50 % х 5 дн. = 1 581,48 руб. + 658,95 руб. = 2 240,43 руб.

Поскольку сотрудница относится к льготной категории граждан, то расчет пособия производится исходя из 100 % среднего заработка (рис. 4), и пособие начисляется в размере 263,58 руб. х 100 % х 10 дн. + 263,58 руб. х 100 % х 5 дн. = 2 635,80 руб. + 1  317,90 руб. = 3 953,70 руб. (рис. 5).

Рис. 4

 

Рис. 5

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету ФСС РФ.

Соответственно, исполнительный орган ФСС РФ требует от организаций в форме отчетности по страховым взносам показывать суммы таких "превышений".

В документе Начисление по больничному листу сумма "превышения" подсчитывается автоматически. Она показывается на закладке Оплата в колонке В т. ч. за счет федерального бюджета (см. рис. 5).

Пересчет "детских" пособий

С 01.01.2010 изменился также порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет:

  • изменен состав заработка, из которого исчисляются пособия;
  • изменены правила определения максимальной месячной суммы пособия.

Для подсчета среднего заработка по новым правилам в план видов расчета Средний заработок при обновлении на версию 2.5.19 программа автоматически добавляет новую пару видов расчета Основной заработок и Премии для расчета пособий по социальному страхованию с 2010 года (рис. 6).

Рис. 6

При этом программа также автоматически переносит в них расчетную базу, которая использовалась при расчете пособий в 2009 году.

По новым правилам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Таким образом, для правильного исчисления среднего заработка для расчета пособий по социальному страхованию необходимо провести ревизию расчетной базы для видов расчета Основной заработок или Премии плана видов расчета Средний заработок и добавить в нее те виды расчета начислений, которые с 2010 года стали облагаться страховыми взносами. И наоборот, исключить те виды расчета начислений, которые страховыми взносами не облагаются.

В 2010 году по новым правилам определяются максимальные размеры пособий.

Для пособий по беременности и родам установлено ограничение на средний дневной заработок, из которого исчисляется пособие. Он не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365. В 2010 году указанная величина составляет 415 000 руб. / 365 дн. = 1 136,99 руб./дн.

Для пособий по уходу за ребенком установлено ограничение на средний заработок, из которого исчисляется размер ежемесячного пособия.

Он не может превышать частного от деления максимальной величины базы, на которую начисляются взносы в ФСС РФ, на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2010 году указанная величина составляет 415 000 руб. / 12 мес. = 34 583,33 руб.

Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком имеют длительный характер, в связи с чем они могут попадать на так называемый переходный этап (от прежнего порядка к расчету пособия по новым правилам). Например, пособие по беременности и родам сотруднице может быть начислено и выплачено в 2009 году, при этом отпуск может частично приходиться на 2010 год.

Аналогичная ситуация возможна с пособием по уходу за ребенком.

Правила расчета пособий по страховым случаям, наступившим в одном году, а завершающимся в другом, приведены в части 15 статьи 37 Закона № 213-ФЗ. По страховым случаям, наступившим до 01.01.2010, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым правилам только за период с 01.01.2010.

При этом если размер пособия, исчисленный по прежним правилам, превышает размер пособия, полагающийся по нормам 2010 года, новый порядок не применяется.

Таким образом, если в организации по состоянию на 01.01.2010 имеются сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то не исключена вероятность внесения изменений в результаты расчета.

Если необходимость изменений обусловлена ограничениями максимального размера пособия, установленными в 2009 году, то при первом запуске Помощник перехода сразу подскажет, какие документы начисления (назначения) пособия необходимо пересчитать (исправить).

Если необходимость перерасчета обусловлена расширением расчетной базы, соответственно, изменением среднего заработка, исходя из которого рассчитывается пособие, то получить список документов, которые необходимо пересчитать (исправить) по этой причине, с использованием Помощника можно только после внесения изменений в программе в план видов расчета Средний заработок.

Реквизиты документов Начисление по больничному листу и Отпуск по уходу за ребенком (Изменение условий для оплаты отпуска по уходу за ребенком), которые, "по мнению программы" необходимо пересчитать в 2010 году, показываются в соответствующих разделах Помощника (рис. 7).

Рис. 7

Для внесения изменений в результаты расчета пособия по беременности и родам необходимо щелкнуть на строке с реквизитами документа начисления пособия, указать дату ввода исправленного документа, выполнить перерасчет среднего заработка и начислений, провести этот документ.

При этом в новом размере пособие будет начислено только на период с 1 января 2010 года до конца отпуска.

Для внесения изменений в расчет пособия по уходу за ребенком необходимо щелкнуть на строке с реквизитами документа назначения пособия, указать дату ввода исправленного документа, выполнить расчет среднего заработка переходного периода, провести документ. В информационной базе будет зарегистрировано, что начиная с месяца, к которому относится дата исправленного документа, ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно начисляться исходя из среднего заработка переходного периода.

О результатах выполненных перерасчетов Помощник информирует в правой колонке списка с реквизитами документов сообщениями Перерасчет выполнен и Исправление выполнено соответственно.

Если дополнительных действий не потребуются, Помощник проинформирует об этом сообщениями Пособий по беременности и родам, по которым необходим пересчет, не обнаружено и Пособий по уходу за ребенком, которые необходимо исправить, не обнаружено.

Комментарии