Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей". Комментирует закон Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ.

Содержание

В последние недели уходящего года принимаются законы, в которых реализуются предложенные Президентом меры по поддержке семей с детьми.

Например, Госдума приняла в третьем чтении закон о бюджете Фонда социального страхования на 2007 год. Особенность бюджета фонда в 2007 году - беспрецедентное увеличение расходов на социальную поддержку материнства и детства. Средства на пособия по беременности и родам, рождению ребенка, уходу за детьми до 1,5 лет, оздоровление детей в структуре бюджета занимают более 44 %. Практически в четыре раза увеличена по сравнению с прошлым годом статья расходов на пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих женщин.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", принятый Госдумой 15 ноября 2006 года и одобренный Советом Федерации 24 ноября 2006 года.

Данный закон вносит поправки в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Закон № 81-ФЗ), Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и ряд других актов. Изменения направлены на повышение государственной поддержки лиц, воспитывающих детей.

Пособие по беременности и родам

Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ дополнены общие положения Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ. Нововведения установили, что порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством РФ.

Из статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ исключено положение о том, что размер пособия по беременности и родам зависит от непрерывного трудового стажа.

Напомним, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составлял в 2006 году 15 000 рублей и зависел от непрерывного трудового стажа (Федеральный закон от 22.12.2005 № 180-ФЗ).

Максимальное пособие по беременности и родам за полный календарный месяц с 2007 года составит 16 125 рублей, и не будет зависеть от непрерывного трудового стажа женщины. Госдума на пленарном заседании в среду 6 декабря 2006 года приняла в третьем чтении бюджет Фонда социального страхования (ФСС) РФ на 2007 год. В нем и установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам.

Отмена порядка подсчета непрерывного трудового стажа связана с определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 16-О, в котором указано на несоответствие Конституции РФ, положений трудового законодательства, устанавливающих зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от непрерывного трудового стажа.

Напомним читателям, что Госдума до конца года должна принять закон, устанавливающий с 1 января 2007 года новый порядок предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Планируется, что размер пособий теперь будет исчисляться исходя из продолжительности общего трудового стажа.

Скорее всего, данные уточнения в закон № 81-ФЗ внесены в преддверии ожидаемых изменений.

Право на пособие по уходу за ребенком за счет ФСС

Впервые пособия из ФСС РФ начнут получать лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. К ним, в частности, относятся неработающие женщины:

  • обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
  • уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам,
  • уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Перечень лиц, которые имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ) расширен. Например, право на пособие стали иметь:

  • отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);
  • другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Ранее по общему правилу ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком выплачивалось лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 14 Федерального закона № 81-ФЗ). Возраст ребенка не изменился.

Но в данную статью также внесены изменения, связанные с тем, что расширен перечень лиц, которые такое пособие могут получить. Уточнены даты, с которых неработающие граждане получают право на такое пособие.

Например, матерям, уволенным в период беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет. А матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам, - со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет. Те, кто воспитывает ребенка в связи со смертью либо осуждением его родителей, получают право на пособие со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) до достижения ребенком возраста полутора лет.

В связи с расширением перечня получателей пособия, внесены уточнения и в статью 17.2 закона № 81-ФЗ в части сроков назначения пособий гражданами, имеющими детей. Все, кто имеет право на пособие, должны обратиться за ним не позднее 6 месяцев с момента возникновения такого права. При соблюдении своевременности, пособие будет начислено за весь период, в течение которого такое право действовало. Например, для опекунов пособие назначается не позднее 6 месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства). Но пособие будет назначено с первого дня вынесения решения об установлении опеки.

Размер пособий

С 1 января 2007 года для матерей (в установленных случаях - отцов, опекунов), не подлежащих обязательному социальному страхованию, размер пособия на детей в возрасте до 1,5 лет, увеличивается до полутора тысяч рублей по уходу за первым ребенком, по уходу за вторым и последующими детьми - 3 тыс. рублей.

В 2006 году размер пособия для работающих женщин, которые подлежат обязательному социальному страхованию, был фиксированным, и составлял 700 руб. в месяц, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход (ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ).

Размеры этих пособий с 01.01.2007 для работающих матерей станут расчетными. Размер пособия будет зависеть от заработка и устанавливается в размере 40 % среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Если пособие назначается, к примеру, военнослужащим, то в расчет принимается денежное довольствие, доход по месту службы.

Установлен минимальный (в зависимости от количества детей) и максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для работающих женщин. Он может составить от 1,5 до 6 тыс. руб. в месяц при рождении первого ребенка и от 3 до 6 тыс. руб. в месяц при рождении второго и последующих детей.

Однако если 40 % от расчетного заработка находится в этих пределах, то мама получит именно расчетную величину. Главное, чтобы она была при первом ребенке не менее 1,5 тыс. руб. и не более 6 тыс. руб.

При этом в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальный и минимальный размеры пособия будет определяться с применением этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер пособия, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может:

  • превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия),
  • быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных законом, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, назначенное по состоянию на 31.12.2006, подлежит перерасчету с 01.01.2007 по новым правилам.

Лица, которые приобрели право на получение такого пособия с 1 января 2007 года, получат его также по новым нормам.

Конечно, государство пытается увеличить денежные содержания работницам с детьми до 1,5 лет. Но включиться в эту поддержку работодателям не дали ни путем увеличения пособия, установленного ФСС РФ, ни путем оплаты содержания женщине с ребенком от 1,5 до 3 лет. Для женщин, решивших до 3 лет побыть с ребенком, предусмотрена компенсационная выплата в размере 50 руб. (Указ Президента РФ № 1110 и Постановление Правительства РФ № 1206).

Если работодатель решил доплачивать своим работницам-матерям суммы сверх установленных законом, то эти дополнительные выплаты не могут быть учтены в качестве расходов на оплату труда. Такие доплаты налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (письмо Минфина России от 17.10.2006 № 03-05-02-04/157).

Все пособия и компенсационные выплаты, установленные законодательством, не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Однако с доплат работнице сверх установленного размера, придется НДФЛ удержать.

Поскольку доплаты базу по прибыли не уменьшают, ЕСН с них не начисляется (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Для "чернобыльцев"

Вносятся также изменения в пункт 7 статьи 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", касающиеся выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение.

С целью сохранения гарантий матерям, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, за ними сохраняется право получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет.

Уточнено, что в случае ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Для иностранных граждан и беженцев

В старой редакции Федерального закона № 81-ФЗ было сказано, что его действие распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, проживающих на территории РФ.

Комментируемым документов уточнено, что ежемесячное пособие на детей им также будет выплачивается. Но только в случае, если они:

  • постоянно проживают на территории России,
  • временно проживают, но подлежат обязательному социальному страхованию иностранных лиц и лиц без гражданства.

Однако нововведения не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ на законных основаниях по состоянию на 31.12. 2006. Так сказано в пункте 3 статьи 4 Федерального закона № 207-ФЗ. Вероятно, что это следует трактовать как возникновение права указанных граждан на пособие детям до 1,5 лет с 1 января 2007 года.

Ребенок передан на воспитание в семью

Федеральным законом № 207-ФЗ вводится новый вид пособия - единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью.

На единовременную выплату может рассчитывать один из усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Право на выплату возникает при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если их родители:

  • неизвестны, умерли, объявлены умершими,
  • лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными),
  • по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка,
  • отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Все эти случаи перечислены в ст. 12.1 Закона № 81-ФЗ (в новой редакции).

Размер этого пособия будет аналогичным размеру единовременного пособия при рождении ребенка, и составит 8 тысяч рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Полномочия по назначению и выплате единовременного пособия переданы субъектам РФ (ст. 4.1 Закона № 81 в новой редакции). Средства на них предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций, образованном в составе федерального бюджета, в виде субвенций. Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Эти средства целевые и не могут использоваться местными властями на иные цели, ежеквартально о расходовании этих средств местные власти представляют отчетность. За нецелевые расходования предусмотрены наказания.

Плата за детей в детсадах

Федеральным законом № 207-ФЗ вносятся изменения в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

В соответствии с изменениями, размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 % затрат на содержание ребенка в соответствующем учреждении, а с родителей, имеющих трех или более несовершеннолетних детей, - 10 % указанных затрат. За содержание детей с отклонениями в развитии и больных туберкулезом родительская плата не взимается.

Перечень затрат, которые учитываются при установлении родительской платы, утверждается Правительством РФ.

В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы.

Размер компенсации:

  • на первого ребенка - 20 % от размера внесенной родительской платы,
  • на второго ребенка - 50 %,
  • на третьего ребенка и последующих детей - 70 %.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Средства на эти цели должны быть запланированы в бюджетах субъектов. Федеральный бюджет обеспечивает софинансирование данных расходов путем предоставления бюджетам субъектов субсидий. Субсидии рассчитываются, исходя из среднего сложившегося в субъекте размера родительской платы.

Местная власть может дать больше

Федеральный закон № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" дополняется новой нормой (ст. 17.3), дающей органам государственной власти субъектов РФ право за счет средств своих бюджетов увеличивать размеры государственных пособий. Эти гарантии гражданам, имеющим детей, предоставляются дополнительно к установленным федеральным законодательством.

Например, с 1 января 2007 года в Подмосковье будут увеличены размеры социальных пособий. Правительство Московской области приняло Постановление "О проекте закона Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области". В соответствии с данным проектом размеры всех социальных пособий на детей увеличены.

В частности, размер единовременного пособия при рождении второго ребенка увеличится с 2-х до 5-ти тыс. рублей; при рождении третьего и последующих детей пособие составит 15 тыс. рублей, в случае рождения двух детей одновременно - по 15 тыс. на каждого ребенка, в случае рождения трех и более детей одновременно - по 20 тыс. рублей на каждого ребенка.

Размер ежемесячного пособия на ребенка с 1 января 2007 года увеличится со 150 до 200 рублей, а с 1 июня 2007 года - до 300 рублей. Размер ежемесячного пособия на детей одиноких матерей увеличится до 400 рублей, с 1 июня 2007 года - до 600 рублей. С 1 января до 2 тыс. рублей увеличится ежемесячное пособие детям-инвалидам, имеющим одного родителя; до 1500 рублей - пособие детям-инвалидам, проживающим в семье с доходом ниже прожиточного минимума. Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов увеличится до 1 тыс. рублей.

Остается только надеяться, что вдруг вскрывшаяся проблема нехватки детских садов в связи с прошлой их приватизацией, будет также оперативно решаться местными властями.

Меры по поддержке семей с детьми

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии