Судебный вердикт: может ли ИФНС арестовать дебиторскую задолженность
Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 13.02.2024 №А55-1919/2023 разъяснил, вправе ли налоговые инспекции накладывать запрет на отчуждение и передачу третьим лицам дебиторской задолженности, имеющейся у организаций-налогоплательщиков.

Предмет спора: по итогам проведенной выездной налоговой проверки организации доначислили налоги, штрафы и пени. В качестве меры, обеспечивающей возможность взыскания доначисленных налогов и санкций, ИФНС наложила запрет на отчуждение (передачу в залог) дебиторской задолженности организации, которую перед ней имели четыре ее контрагента на общую сумму более 19 млн рублей. Не согласившись с решением налоговиков, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить решение инспекции о наложении запрета на отчуждение дебиторской задолженности.

За что спорили: 19 266 272 рубля.

Кто выиграл: организация-налогоплательщик.

Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель налоговой инспекции отмечал, что наложение запрета на отчуждение дебиторской задолженности не противоречит нормам налогового законодательства. НК РФ предоставляет налоговым органам право на принятие обеспечительных мер в форме установления временного запрета на продажу имущества, принадлежащего налогоплательщику. Дебиторская задолженность, по мнению ИФНС, может расцениваться в качестве имущества, поэтому на нее также может накладываться запрет на отчуждение без согласия налогового органа.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговой инспекции и встал на сторону организации-налогоплательщика. 

Суд отметил, что после доначисления налогов инспекция вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности взыскания данных налогов (п.10 ст.101 НК РФ). В качестве такой обеспечительной меры может быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (абз.3 п.10 ст.101 НК РФ). Под имуществом в указанных целях понимают виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Имуществом признают, в том числе, объекты недвижимости, вещи, наличные деньги и документарные ценные бумаги, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (п.2 ст.38 НК РФ).

В свою очередь, под дебиторской задолженностью понимают сумму задолженности третьих лиц перед налогоплательщиком, не погашенную в сроки, установленные договором. Дебиторская задолженность не является реальным имуществом, которым обладает то или иное лицо на конкретную дату, а представляет собой имущественное право требования к третьим лицам.

Дебиторская задолженность (право требования, принадлежащее должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц) не поименована в качестве вида объектов гражданских прав, относимых к имущественным правам для целей НК РФ. Следовательно, такая задолженность не может учитываться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества, в отношении которого могут быть наложены обеспечительные меры. Обеспечительные меры, принятые налоговым органом, могут касаться лишь того имущества налогоплательщика, которое может быть отчуждено исключительно им самим.

Таким образом, принятие налоговым органом обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение дебиторской задолженности налогоплательщика является необоснованным и нарушает права налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим суд признал решение ИФНС незаконным и отменил запрет на отчуждение принадлежащей организации дебиторской задолженности.

Комментарии